Умственная отсталость у детей. Причины, диагностика

Хромосомные мутации - одна из вероятных причин умственной отсталости

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире умственной отсталостью больны почти 3% населения, причем 13% из них - в тяжелой форме. Каковы причины данного заболевания и есть ли возможность лечения? Что такое умственная отсталость и как ее можно диагносцировать?

Диагноз "умственная отсталость" ставится при серьезном отставания в развитии у ребенка. Подход к диагностике умственной отсталости должен быть многосторонним. Необходимо уделять большое внимание фиксированию наблюдений за ребенком. Эти наблюдения дают очень много полезной информации и вместе с тестами на психологическое развитие ребенка позволяют самостоятельно определить наличие или отсутствие умственной отсталости у ребенка.

 

Умственная отсталость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум) – это приобретенное в раннем возрасте или врожденное психологическое недоразвитие, вызванное органической патологией, главным проявлением которого является интеллектуальная отсталость и социальная дезаптация.

 

Признаки умственной отсталости

 

Проявленя умственной отсталости:

Проявляется в первую очередь в отношении разума (логичность действий, решение простейших задач), а также проявляется в сфере эмоций, воли, речи и моторики.

 

Термин «олигофрения». В современном понимании этот термин тракитуется шире и включает в себя не только задержку психического развития, вызванную органической патологией, но и социально-педагогическую запущенность.

Такой диагноз при умственной отсталости ставится в первую очередь на основе определения степени недоразвития интеллекта без указания этиологического и патогенетического механизма.

Умственная отсталость при врождённых (органических поражениях головного мозга) психических изменениях изменениях отличается от приобретённого слабоумия, или деменции. Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого, здорового физически человека, не достигает нормального (среднего) уровня.


Причинами развития умственной отсталости являются следующие факторы:

1) тяжелые наследственные заболевания;
2) тяжелые роды, вызвавшие повреждение головного мозга (асфиксию, гипоксию);
3) преждевременные роды;
4) болезни центральной нервной системы и травмы в раннем возрасте;
5) генетические аномалии (синдром Дауна);
6) инфекционные и хронические заболевания матери в период беременности (корь, краснуха, первичное инфицирование вирусом герпеса);
7) злоупотребление матерью алкоголя, наркотиков и других психотропных препаратов на момент вынашивания ребенка;
8) безучастие и недостаточное участие родителей в развитии ребенка (ситуационная умственная отсталость)

 

Синдро́м Да́уна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями.

 

Синдром Дауна. Внешние признаки.

* Внешние проявления при синдроме Дауна

 

Диагноз «умственная отсталость» должен быть подтвержден тестированием. Для этого используют специальные методики (диагностические шкалы).

 

Самые распространенные диагностические шкалы определения степени развития:

  • шкала Бейли-П для детей с 1 месяца до3 лет,
  • шкала Векслера от 3 до 7 лет и
  • шкала Стэнфорда-Бине для детей школьного возраста.

 

Степени умственной отсталости

При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.

 

Традиционная классификация умственной отсталости

В традиционной классификации существуют 3 степени:

  • дебильность
  • имбецильность
  • идиотия

 

Деби́льность или дебили́зм (от лат. debilis — «слабый», «немощный») — самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органическим поражением мозга плода. 

Имбеци́льность (от лат. imbecillus — слабый, немощный) — средняя степень олигофрении, слабоумия, умственного недоразвития, обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни. 

Идиоти́я (прост. идиотизм) (от др.-греч. ἰδιωτεία — «частная жизнь; невежественность, необразованность») — самая глубокая степень олигофрении (умственной отсталости), в тяжёлой форме характеризующаяся почти полным отсутствием речи и мышления.  

 

По последней, современной Международной классификации болезней (МКБ-10) выделяют уже 4 степени умственной отсталости. (Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия» исключены из МКБ-10 в связи с тем, что эти термины вышли из сугубо научных понятий и стали использоваться в обычной жизни, неся негативный смысл. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости.)

 

Степень умственной
отсталости
(МКБ-10)
Традиционный термин (МКБ-9) Коэффициент
интеллекта (IQ)
Психологический
возраст
Лёгкая Дебильность 50—69 9—12 лет
Умеренная Нерезко выраженная имбецильность 35—49 6—9 лет
Тяжёлая Выраженная имбецильность 20—34 3—6 лет
Глубокая Идиотия до 20 до 3 лет

* Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты), используется категория «другие формы умственной отсталости».

 

Проявления дебильности у мальчиков

 

Прогноз состояния

На сегодняшней день это нарушение (особенно, если оно связано с ограническим поражением головного мозга) считается неизлечимым. Однако при постановке данного диагноза это не значит, что развитие ребенка прекращается. Развитие человека продолжается в течение всей его жизни, просто оно может отличаться от нормального (среднестатистического) уровня.

Для определенной "помощи" ребенку в развитии уственных способностей проводится специальное лечение. Прежде всего, оно направлено на развитию интеллекта. В случае обнаружения патологии у ребенка лучше его устроить в специализированное дефектологическое учреждение либо же составить индивидуальную программу обучения в соответствии со способностями и потребностями ребенка.

Для таких детей существуют специальные школы, группы в детских садах, в которых дети учатся по особым программам, направленным на компенсацию данных проявлений. При правильных и своевременных занятиях с педагогом-дефектологом, логопедом, психологом, неврологом - многие отклонения могут быть скорректированы. Важное место занимают занятия с логопедом, так как речь взаимосвязана с мышлением. При средней и тяжелой форме умственной отсталости может быть назначено медикаментозное лечение. Очень важна система социальной адаптации таких детей в обществе.

 

При хорошей адаптации дети, повзрослев, заканчивают коррекционную школу, находят несложную работу. Они заводят друзей, семью, детей и живут полной жизнью, получая от нее удовольствие.

 

 



 



Отзывы (3)

Вы просматриваете: go_ds_art_umstv.html
FacebookGoogle+TwitterLinkedIn
Марина
У нас лёгкая умственная отсталость но у нас непрходит кусает себе руки когда заходит домой не могу его удержать падает на пол все разбивает пасуду игрушки пытается меня бить еще пару лет я с ним не справлюсь
27-03-21 22:25
Наталья
Большое спасибо авторам статьи! Коротко и по делу. Особая благодарность за полезные ссылки!1❤
12-07-20 6:47
Алена
Перед прочтением статьи подумала, что сейчас автор наобещает "золотые горы" родителям, лишь бы только деньги платили. Порадовало, что обозначили, какой результат возможен при содействии общих усилий (родители+специалисты).
27-06-20 8:06
Страница 1 из 1

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh Laugh
 
8500
4 + 4
 
Введите ответ: