Черный квадрат Малевича – шедевр или шутка мастера?

Черный квадрат Малевича

Одна из самых странных и необычных картин двадцатого века — "Черный квадрат" Казимира Малевича. Споры о ней не затихают вот уже около ста лет. То превознося на пьедестал успеха, то бросая в пропасть забвения, человеческое общество никак не найдет точку опоры в окончательном решении этого вопроса - что же это такое - шарлатанство или шедевр? Картина Казимира Малевича "Черный квадрат" еще долго будет будоражить воображение знатоков живописи, критиков, знаменитых художников и простых обывателей...

 

Казимир Северинович Малевич (23 февраля 1879 г.- 15 мая 1935 г.)


Казимир  Северинович Малевич

- родился 23 февраля 1879 года в городе Киеве, в ту пору еще Российской Империи, в семье небогатых родителей, поляков по происхождению. Он рос в семье, где было 14 детей. До зрелого возраста дожили только девять. Казимир Малевич был старшим из них. Небогатое детство не давало условий для развития возможных талантов. Только в возрасте 15 лет мать купила ему краски и он стал пробовать себя в живописи. В 1895 году, в возрасте 17 лет он поступает в Киевскую рисовальную школу им. Мурашко, но через год  вынужден оставить ее, т.к. семья переезжает в Курск, где он устраивается на работу чертежником на Курско-Московскую железную дорогу. Несмотря на начавшуюся работу он не забывает о своем увлечении. В этот период он организовывает свой художественный кружок.

В 1899 году женится и имеет от этого брака двоих детей.  В 1905 году переезжает в Москву, а в 1907 к нему присоединяется семья, что, впрочем,  не помешало им через некоторое время расстаться. Жена уехала из Москвы, забрав детей.


С этого момента мы постараемся проследить становление его как художника и понять в каких общественно - политических реалиях  начиналось его творчество.

Ранние работы Малевича нельзя отнести к «шедеврам мировой живописи» и большая часть из них утрачена. В 1905 и в 1906 гг. он дважды подает прошение о приеме в Московское училище живописи, но получает отказ, т.к. предоставленные им работы не вызывают положительных оценок. Тем не менее он не отказывается от своего увлечения живописью и с 1906 года начинает посещать студию  Ф.И. Реберга, где занимается по 1910 год, а в 1907 году участвует в XIV выставке Московского товарищества художников. Так начинались первые публичные показы его картин, формировался его образ как художника-авангардиста.

В 1910 году он принял участие в первой выставке «Бубнового валета» - группы молодых художников, отрицающих классические каноны рисования. Они отрицали классические принципы рисунка с их классицизмом и реализмом.  Для их творчества были характерны живописно-пластические решения в стиле постимпрессионизма, фовизма и кубизма.

Само название выставки и выставленные там работы, имело определенную провокационную составляющую и вызывало у добропорядочных обывателей предсказуемую реакцию: у одних  — саркастическую, у других — неподдельного ужаса, у третьих — раздражения и возмущения. Благодаря таким выставкам Малевич вошел в круг модных и популярных художников того времени таких как А.А. Барышников, В. Д. Бубнова, братьев Бурлюк, В.В. Кандинского, А.В. Куприна, А.П. Плигина, А.И. Мильмана, А.В. Фонвизина и других.
С 1910 года его работы непрерывно выставляются на различных выставках в Москве и Петербурге, а в 1912 году они были представлены на выставке «Синий всадник» в Мюнхене, где он приобрел уже международную известность.

Вряд ли кто-то может отрицать, что на творчество любого человека влияет окружающая среда, в которой он работает. Творчество Малевича начиналось на изломе эпохи. Этот излом проявлялся во многих сферах жизни. Новые философские и революционные идеи, ощущение грядущих перемен,  будоражащие общество. Во всем чувствовалась перемена. Желание сломать старое и сделать что-то другое, невиданное до сего дня, революционное – породило целую плеяду художников-авангардистов, отрицавших классические формы живописи, а одними из главных направлений в духовных поисках 1900—1910-х годов были теософия и антропософияновые квазирелигиозные системы мировоззрения.
Такие перемены в обществе  и искусстве были встречены Малевичем с большим энтузиазмом. С головой окунувшись в это новое, модное направление он встретил понимание со стороны его коллег  и революционно настроенных частей общества. Свои революционные по характеру картины он называл  «заумным реализмом» и «кубо-футуристическим реализмом», а вскоре, изобрел и собственный термин, которым характеризовал свои произведения  – суперматизм (от польского слова «супрематизм», которое переводе на русский означает  «доминирование»  или «превосходство»).

 

 Проект занавеса Малевича в Победе над солнцем

Проект занавеса для оперы «Победа над солнцем». 1913

 

Впервые, идея «черного квадрата» была частично реализована в 1912 году, когда он, готовя декорации к опере «Победа над Солнцем» в одной из сцен в качестве заднего фона изобразил наполовину закрашенный черным цветом квадрат.  Об этом он часто вспоминал в своих интервью и воспоминаниях. К этой же идее  он вернулся позже, когда в 1915 году им было написано одно из его самых противоречивых и спорных произведений, которое он назвал «черный квадрат».

Черный квадрат малевичаЧерный супрематический квадрат. 1914—1915

 

Оно являлось супер модернистким произведением того времени, своеобразным живописным манифестом супрематизма. Картина была впервые  выставлена в Санкт-Петербурге 19 декабря 1915 г. на выставке «ноль-десять» и имела значительный успех.

По замыслу художника, она являлась частью триптиха, в который входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест» и располагалась в т.н. «красном угле», где обычно размещались иконы. Такое нарочито вызывающее расположение картины он объяснил "назревшей необходимостью ломки старого мышления".

В этот период К. Малевич непрерывно участвовал в различных эпатажных мероприятиях. Революционные веяния он встретил с воодушевлением и поддержкой наступающих перемен. Сам характер его творчества всячески подчеркивал это. Период 1910-х годов ознаменовался необычайно быстрым карьерным ростом К.Малевича.

 

Продолжение на стр.2